Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству и покорение ее царской Россией
Конец XV – первая половина XVI в. стали периодом, когда противостояние Русского государства и Казанского ханства, постепенно обостряясь, достигло апогея. Оно сопровождалось сложными взаимосвязями Москвы и Казани, русских и татар. Составной частью политики Москвы было привлечение на царскую службу татар (прежде всего мишарей, касимовских татар), их крещение посредством всяких посулов или угроз, стремление разрушить возможные союзы Казани с другими тюркскими ханствами (Крымским, Ногайской Ордой…). Казанские ханы, по существу, стремились ответить тем же: привлекали на службу (обычно на суйюргальной основе – путем выдачи грамот (суйюргалов) на владение землей за службу) башкир, а также находившихся в составе или под протекторатом Казанского ханства мишарей, чувашей, марийцев, мордву, удмуртов. Достаточно масштабным было принятие чувашами и финно-угорским населением мусульманской религии. В Казани находился многочисленный «русский полон» (историки называют цифру в 100 тыс. человек), однако стремление Казани привлечь на службу русских служилых людей не было, очевидно, столь успешным, как у Москвы по отношению к татарам. Однако оно, несомненно, имело место. Казанская политика также, естественно, стремилась использовать противоречия и трения в отношениях между русскими княжествами в своих интересах. Собственно, как в политике Москвы, так и Казани не было кардинальных новшеств: это была та же дипломатия, те же приемы, которые установились и развивались между восточными славянами и тюрками со времен Киевской Руси. Это была политика противостояния и взаимодействия; в этом заключались сложность и парадоксальность процесса. В этническом аспекте новое состояло в том, что царская Москва и ханская Казань стремились в процессе нарастания противостояния консолидировать вокруг своих интересов тюркское и финно-угорское население как в границах своих государств, так, особенно, и в пограничных зонах. Сказанное означает, что в противостоянии Руси и Казанского ханства в XV – первой половине XVI в. главным, основным была вовсе не борьба православной Руси и русских с тюрками-мусульманами (татарами и башкирами), тюрками и финно-уграми – язычниками (чувашами, мордвой, марийцами, удмуртами) Волго-Камья и Урала. Эти этнические и религиозные факторы имели определенное значение, но, скорее, были идеологией, знаменем борьбы «за веру», в разных вариантах провозглашавшиеся как в Москве, так и в Казани. Стержнем же борьбы стали фундаментальные цели за овладение политическим наследием Золотой Орды в Восточной Европе и по крайней мере в близлежащей западносибирской Азии; за овладение волжским путем на Каспий и в восточные страны; за уже возникающие геополитические замыслы проникновения и движения в Сибирь, а в перспективе – за овладение торговыми путями в Туркестан. Вскоре длительное противостояние Московской Руси и Казанского ханства перешло в открытую войну. На этот раз победа оказалась за более мощным русским оружием, и в октябре 1552 г. Казань пала, Казанское ханство перестало существовать, его территория стала составной частью Русского государства. Падение Казани знаменовало новую страницу в истории евразийских великих миграций. Началось, точнее получило новый мощный импульс движение восточных славян на восток, которое, достигнув в XVII в. Тихого океана, перекинулось на североамериканский материк. Это стало девятой великой миграцией в Евразии, на этот раз (как некогда индоиранское движение, или движение готов) с запада на восток. Девятая великая миграция проходила в русле политики и идеологии «собирания» земель в границах Российского государства, которая за 500 лет, охватив всю Северную Евразию, вышла за ее пределы на востоке и юге и исчерпала себя лишь к середине XVIII в. Среднее Поволжье и Южный Урал явились одними из первых объектов походов, завоеваний Русского государства на востоке и переселения русских. Присоединение Вол го-Уральского региона к Русскому государству стало драматической страницей в истории Евразии. Большая его часть (Среднее Поволжье, входившее в состав Казанского ханства) была завоевана. Завоевание, как и всякая война, сопровождалось многочисленными жестокостями. Татары были изгнаны из Казани и перестали быть городскими жителями. Сотни мечетей в Казани и во всем Предкамье были снесены или сожжены. Марийское и удмуртское население изгонялось с издавна насиженных мест; малейшее сопротивление беспощадно подавлялось, восставшие подвергались казни или просто уничтожались. Во второй половине XVI в. по Среднему Поволжью и Прикамью прокатилась первая волна насильственного крещения как татар-мусульман, так и чувашей-язычников и финно-угров (мордвы, марийцев, удмуртов). Башкирские племена через три года после падения Казани в силу сложившихся крайне неблагоприятных факторов (несколько лет подряд невиданной засухи и джута, трудности переадаптации недавних кочевников к новым формам хозяйства в лесных северных районах, тяжести ногайских набегов и выплачиваемого им ясака…) вошли в состав Русского государства мирно. Башкирские племена отдельно или группами направили своих послов к царю или к его воеводам с изъявлением желания добровольно «по своему желанию» стать подданными «белого царя» в обмен на обещания сохранить за башкирами их родоплеменные вотчины, мусульманскую религию, традиции, привычный образ жизни и «насильство ни в чем не чинить». Башкиры соглашались нести «службу» царю и платить ясак. В подтверждение этих условий башкирским племенам выдавались, согласно некоторым источникам, царские «жалованные грамоты». Сами грамоты не сохранились, но упоминания о них встречаются в башкирских шежере (генеалогиях) и документальных источниках XVII-XVI1I вв. Некоторые современные исследователи называют «жалованные грамоты» «договорами», а процедуру вхождения башкир в состав Русского государства «договорной». Однако такая интерпретация средневековых устоев едва ли уместна. «Договора» или условия присоединения башкир к Русскому государству стали сразу же нарушаться как со стороны центральной власти в Москве, так и, особенно на местах, посаженными царем воеводами. В целом вторую половину XVI-XVIII вв. для народов Волго-Уральского региона можно считать эпохой борьбы за выживание. В народной памяти, фольклоре, архивных источниках сохранились от этой эпохи тяжелые воспоминания и свидетельства: притеснения и карательные экспедиции царских войск, разгул насильственной христианизации язычников и мусульман, достигшие апогея в 30-60-х годах XVIII в., ограбление населения путем множества налогов и поборов, произвол местных царских властей и чиновников. Тяжелая участь выпала Башкортостану и башкирам, которые не покорялись произволу, отчаянно боролись за свои оговоренные «договорами» (жалованными и иными грамотами) права. Волна за волной прокатывались по территории Башкортостана восстания башкир, к которым часто присоединялись и другие народы Волго-Уральского региона. Башкирские восстания жестоко подавлялись царизмом: предводители восставших подвергались казни, семьи повстанцев (жен, детей) брали в плен, подвергали насильственному крещению и отправляли во внутренние губернии России. Непокорный Башкортостан препятствовал реализации стратегических целей царизма. После выхода русских землепроходцев, воинов и купцов к берегам Тихого океана взоры Русского государства обращаются на восток и юго-восток – на Казахстан и Туркестан; уже тогда зарождаются честолюбивые замыслы проложить через Туркестан российские пути в далекую Индию. Но имея в тылу постоянно борющийся Башкортостан, невозможно было и думать о продвижении на восток. Так, в начале XVIII в. в окружении Петра 1 рождается гигантский план строительства крепостей и крепостных линий с форпостами и редутами вокруг Башкортостана и по всему течению р. Яик от верховьев (Верхнеуральская крепость) до устья (Гурьевская крепость на побережье Каспийского моря). По замыслу авторов плана, создавались военные условия для окончательного покорения башкир. Яицкая крепостная линия укрепляла новую границу России на востоке и одновременно создавала позиции для движения на восток. Крепости и крепостные линии заселялись в основном казаками. Осуществление проекта началось уже после смерти Петра I, в начале 30-х годов XVIII в. Были построены Самарская, Исетская, Уйская, Тобольская линии, строились крепости на Сакмаре, возводились крепости и форпосты на Яицкой линии. На месте современного Орска было решено заложить главный город на Яицкой линии – Оренбург, укреплялась Уфа. Башкиры ответили грандиозным выступлением, которое продолжалось с 1735 по 1740 год. По своим масштабам, числу участников, характеру организации оно стало национально-освободительной, антиколониальной войной башкирского народа. Движение было подавлено жесточайшим образом: третья часть башкирского народа была уничтожена, казнена, выслана на каторгу вдалекий Рогервик и другие строящиеся порты Балтии, насильственно крещена и продана в крепостные в центральные губернии России. Страна была разорена и опустошена. Башкортостан практически был покорен и стал превращаться во внутреннюю область Русского государства. Но упорное сопротивление башкир, война за соблюдение «условий» присоединения заставила царских правителей внести коррективы и в свою политику. Башкир не коснулись жестокости массовой христианизации в первой половине XVIII в. Царизм подтвердил их вотчинные права на земли, хотя после подавления восстания 1735-1740 гг. часть земель была роздана участникам карательных операций. После Крестьянской войны 1773-1775 гг. Екатерина II и ее правительство переходят к политике «сотрудничества», которая в разных модификациях колониального характера продолжалась до начала XX в. Стержнем политики «сотрудничества» было завершение превращения Башкирии во внутреннюю территорию России, включение ее в российскую губернскую административно-политическую систему, перестройка социальной структуры башкирского общества и создание преданных царизму социальных групп, русская аккультурация и, по возможности, ассимиляция башкир, насильственное распространение землепашества там, где сохранялось еще кочевое хозяйство, разрушение патриархальных традиций и замена обычного права сложившимся в России юридическим правом. К началу XIX в. царизм достаточно преуспел в осуществлении указанной политики. Башкиры (расселявшиеся в основном в Уфимской и Оренбургской губерниях) стали жителями внутренних губерний России и прошли определенный этап хозяйственной, социально-экономической и культурной интеграции. Процесс был закреплен в XIX в. строительством Ново-Илецкой крепостной линии (1811-1825 гг.), отделившей башкир от казахов Букеевской Орды и калмыков, и двух новых линий – первая от Орска до Троицка (1835-1845 гг.), вторая, несколько позже, от Орска до устья р.Уй. Новые линии и обширная территория между ними и Яиком (с конца XVIII в. р.Урал) были заселены казаками и нагайбаками. Новые линии окончательно разделили и изолировали башкир и казахов Средней Орды. Как видно, завоевание Среднего Поволжья и добровольное присоединение Башкирии было лишь началом гораздо более сложного, длительного и трудного процесса покорения этих народов царизмом и интеграции их в составе России. Покорение Башкирии заняло около 200-250 лет; еще 100 лет потребовалось для закрепления «победы», для политической и социальной интеграции края в составе России. Заключительные размышления Возрождение национального движения в конце XX столетия явилось одним из важнейших факторов современной истории. В аспекте вероятных направлений развития в будущем небесполезно завершить вводную статью несколькими общими наблюдениями. 1. Этнические (этнокультурные) процессы – постоянный фактор истории. В масштабах исторических эпох для этносов характерно эволюционное развитие, которое временами сопровождалось вспышками (импульсами) этничности. Эти импульсы могли привести к изменениям тех или иных показателей этноса, при сохранении, однако, этнокультурного ядра. На каждом данном историческом витке развития фундаментальные характеристики этноса: система жизнеобеспечения, демографическое воспроизводство, материальная культура, религия и вся духовная сфера – находились и должны находиться в состоянии взаимосвязей и взаимозависимостей и, следовательно, в состоянии баланса, равновесия. Природное, естественное развитие этноса само регулирует изменения в его компонентах, адаптацию и реадаптацию к изменяющимся условиям природы и социальной среды. 2. Внешние вторжения в развитие этноса при длительном воздействии могут разрушительно воздействовать на его компоненты, в том числе на этнокультурное ядро. Именно такое влияние оказывали великие миграции. Однако этносы, обладающие высокой степенью устойчивости, могли, утратив свою часть или, напротив, испытав прилив новых групп, восстановить этническое единство, изменив, естественно, те или иные культурные характеристики. Указанный процесс дифференциации (сегментации) этноса или интеграции (консолидации) различающихся в этнокультурном отношении этнических групп является универсальным механизмом развертывания этнической истории. Этносы, не достигшие устойчивости, внутренней консолидации, могли не выдержать внешнего вторжения и исчезнуть, растворившись в целом или сегментами в составе других этносов. История человечества в этом смысле история смены этносов: одни народы исчезали, другие нарождались, одни народы становились «мертвыми», другие «живыми», современными. Не является исключением и наша эпоха, хотя на протяжении жизни одного человека эти процессы неуловимы или почти неуловимы. Однако в современную эпоху они убыстряются. Поэтому некоторые установки и цели национальных движений, ориентированные на «вечное» сохранение этноса и его культуры в неизменном виде, нереалистичны. 3. Устойчивость этноса определяется завершенностью процессов этнокультурной консолидации, относительной сбалансированностью всех его фундаментальных компонентов. Незавершенность этнических процессов, нарушения относительного культурного равновесия внутри этноса являются источником напряженности, перехода этнических процессов в этнополитическую сферу. Насильственные подавления этнокультурных процессов являются генераторами конфликтов и войн. Вот почему доктрины, ориентированные (осознанно или неосознанно) на разрушение этнической цельности, на подавление естественно развивающихся этнокультурных процессов, на насильственную аккультурацию и ассимиляцию (как это имело место в России в XVI-XIX вв.), не только реакционны, но, как правило, нежизнеспособны. Столь же нереалистичными оказались доктрины, провозглашавшие (в условиях СССР в XX в.) «окончательную» решенность национального вопроса, формирование «единого советского народа». Даже жесточайшие репрессии и депортации в СССР привели к гибели тысяч и тысяч безвинных людей, но не к исчезновению этносов. Для России сказанное означает, что «национальный вопрос» перейдет в XXI век и, скорее всего, будет заботой российского общества на протяжении всего столетия. Это вовсе не означает, что этносы не будут меняться. Изменение этносов, этнической культуры идет и будет идти постоянно, особенно в условиях наступающей информационной эпохи. Фундаментальное значение имеет другое: этот процесс должен протекать без прямого и косвенного насилия, без подавления, на основе естественных и эволюционных закономерностей этнокультурного развития. Существующие и возникающие проблемы межнациональных отношений могут конструктивно решаться только на демократическом пути развития или вновь подавляться при автократической власти. Следовательно, идея обновленной демократической Российской Федерации, сохранение и естественное развитие в ее составе национально-государственных суверенных республик диктуется логикой самой истории народов континентальной Евразии, Российской империи и СССР. И, напротив, политическая идеология сверхцентрализованного государства, «губернизации» России на основе насильственной «отмены» республик несет в себе конфликтогенный потенциал, опасность межнациональных коллизий и потрясений. 4. Исторический анализ, представленный выше, показывает, что широко распространенные выводы, оценки и рекомендации, сделанные на основе материалов, сравнений и аналогий, почерпнутых за пределами пространства СНГ, недостаточно корректны применительно к России. Они, нет спора, полезны. Но опыт показывает, что в первую очередь необходимо изучать этнополитическую историю самой России в разных ее пространственных и временных конфигурациях. «Перестройка», «реформы», «новое мышление» показали, что Россия пока страна традиций, преемственности и исторической инерции. В ней часто меняются формы явлений, но не их содержание.
***
Все народы России, ее суверенные республики уже вступили на путь формирования гражданского общества. Этот процесс будет усиливаться. Будут реально складываться «многонациональные» нации республик и России. Однако нет нужды и пользы в том, чтобы понукать историю, форсировать (тем более искусственно или насильственно) этнокультурные процессы. Пока куда важнее глубоко понять исторический момент, услышать настроения и устремления народов, сформулировать объединяющие всех идеи и цели. Судьба России зависела и будет зависеть в будущем от традиционного взаимодействия и сотрудничества восточнославянских, тюркских и финно-угорских народов. Важно не утратить это наследие.
Источник: http://narodi-rb.krasnousolskii.com/ |